ГлавнаяБиблиотекаМонографии /  Размещение региональных логистических центров

Популярные авторы

  • Александр Нельевич
    Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
  • Никита Анатольевич
    Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
  • Ольга
    Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
  • Дмитрий
    Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
  • Илья
    Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
  • Влад
    Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
  • Алёна
    Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
  • Александр
    Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
  • Дамир Шамильевич
    Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
  • Виктор Сергеевич
    Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
jSharing.COM - Shape5 - Elegance Template
08.07.2015 22:00

Размещение региональных логистических центров

Оценить
(0 голоса)

Представлен подход к решению проблемы непропорционального развития транспортно-логистической инфраструктуры в регионах в условиях увеличения совокупного спроса на комплексные логистические услуги, основанный на учете инфраструктурной и социально-экономической развитости регионов при выборе мест размещения логистических центров

В монографии изложена методика оценки вариантов размещения, позволяюшая оценить перспективу спроса на логистические объекты. Материал монографии иллюстрирован примерами реализации разработанной методики, а также модельными сценариями развития логистической инфраструктуры на региональном уровне. Монография предназначена руководителям транспортных и логистических компаний, студентам, обучающимся по направлениям 190700 – «Технология транспортных процессов» и 38.03.02 – «Менеджмент» (профиль «Логистика»), магистрантам по направлению подготовки 23.04.01 – «Технология транспортных процессов», аспирантам по направлению 23.06.01 – «Техника и технологии наземного транспорта», а также инженерно-техническим работникам, занимающимся решением задач в области логистики, управления цепями поставок и проектирования логистической инфраструктуры.

ВВЕДЕНИЕ

В монографии рассматривается актуальная для повышения эффективности процесса товародвижения проблема определения рациональных мест размещения современных объектов логистической инфраструктуры (логистических центров), на базе которых осуществляется взаимодействие различных участников перевозочного процесса.

Состояние транспортного комплекса РФ в настоящее время характеризуется региональной неравномерностью размещения транспортной и логистической инфраструктуры, устаревшими в техническом и технологическом плане ее элементами, недостаточным уровнем взаимодействия различных видов транспорта. Усложняется структура грузопотоков, повышаются требования клиентов к качеству перевозок и оказываемым логистическим услугам, все большее количество клиентов предпочитает доставку грузов небольшими партиями и «точно в срок». В регионах наблюдается увеличение спроса на комплексные логистические услуги. Все больше востребованы мультимодальные и сборные перевозки. Так, за 2009−2012 гг. количество заказов на перевозку сборных грузов увеличилось на 62 %, а валовая выручка логистических компаний только за 2012 г. увеличилась на 19 %. Для организации подобных перевозок транспортным компаниям требуется разветвленная сеть складов и терминалов.

Диспропорция между увеличивающимся спросом на логистические услуги в регионах и наличием мощностей, необходимых для их осуществления, является причиной высоких логистических издержек и не соответствует стратегическим целям страны по формированию единого экономического пространства. Логистические издержки в России в конечной цене товара достигают 15-20 % против 7-8% в странах с развитой рыночной экономикой. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, обоснованное размещение логистических центров (ЛЦ) позволяет снизить транспортные расходы на 7−20 %, расходы на погрузочно-разгрузочные работы и хранение на 15−30 %, общие логистические расходы на 12–35 %.

Территориальное развитие логистической инфраструктуры должно увязываться с долгосрочными перспективами развития регионов, производительных сил, внешней торговли. Однако существующие подходы к формированию логистической инфраструктуры не учитывают динамику показателей развития экономики региона и его инфраструктурной оснащенности, отсутствует системный подход при их изучении.

В связи с этим, совершенствование методики размещения объектов логистической инфраструктуры является актуальной научно-практической проблемой.

В монографии впервые представлены научно-обоснованные:
1.Система факторов, определяющих привлекательность региона для размещения логистических центров.
2. Интегрированный показатель оценки вариантов размещения логистических центров, основанный на комплексном учете показателей транспортной работы, инфраструктурных, географических и социально-экономических факторов.
3. Статистическая модель системы факторов размещения логистических центров и имитационная модель формирования логистической инфраструктуры, позволяющие проводить исследование системы факторов в динамике и получать прогнозные значения параметров региона потенциального размещения региональных логистических центров.
4. Методика оценки вариантов размещения ренгиональных логистических центров, основанная на расчете интегрированного показателя оценки привлекательности субъектов РФ, и алгоритм выбора мест размещения региональных логистических центров.

Теоретическая значимость материала монографии заключается в систематизации факторов, влияющих на размещение логистических центров, и разработке комплекса моделей формирования логистической инфраструктуры, позволяющие принимать решение о размещении, учитывая возможные сценарии экономического развития региона.

С практической точки зрения, представленная в монографии методика оценки вариантов размещения логистических центров позволяет принимать обоснованные решения о размещении региональных логистических центров с учетом как текущей потребности в логистической инфраструктуре, так и перспектив развития субъекта размещения, и может быть использована при составлении программ по развитию транспортно-логистической инфраструктуры, а также потенциальными инвесторами на рынке складской недвижимости и логистическим операторами для оценки уровня привлекательности субъекта РФ для строительства логистического центра и выбора параметров такого объекта.

Монография состоит из четрырех глав, в которых последовательно и системно раскрывается авторский подход к решению проблемы определения мест размещения региональных логистических центров.

В первой главе представлен анализ современного состояния рынка транспортно-логистических услуг в России, рассмотрен теоретический и практический опыт формирования логистической инфраструктуры в России и за рубежом. Раскрыты объективные предпосылки создания логистических центров в регионах. Доказана необходимость совершентсвования методик размещения логистических центров на основе системного анализа факторов, влияющих на размещение логистических центров.

Вторая глава посвящена разработке и исследованию системы факторов, влияющих на размещение логистических центров, предложен интегрированный показатель оценки вариантов размещения логистических центров. Обосновано применение совокупности методов статистического анализа и имитационного моделирования для установления зависимостей между факторами и исследования в динамике системы факторов, а также прогнозирования значений факторов.

В третьей главе с использованием методов корреляционно-регрессионного анализа, имитационного моделирования разработан комплекс моделей формирования логистической инфраструктуры, позволяющий исследовать субъекты размещения логитических центров, получать прогнозные значения факторов размещения логистических центров, оценивать перспективу размещения ЛЦ в регионе с учетом внешних воздействий, а также определять проектную мощность ЛЦ.

В четвертой главе дается описание методики оценки вариантов размещения региональных логистических центров, приведены алгоритм выбора мест рамещения ЛЦ и результаты апробации методики на примере Уральского федерального округа.

Методы формирования логистической инфраструктуры, изложенные в монографии, выводят исследование проблем размещения логистических центров на новый уровень. Представленные в монографии методика оценки вариантов размещения региональных логистических центров и комплекс моделей формирования логистической инфраструктуры являются развитием научно-методических разработок в области проектирования региональных транспортно-логистических систем, размещения логистических мощностей.

Авторы выражают глубокую признательность сотрудникам ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения», кафедры логистики и управления транспортными системами ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения (МГУПС (МИИТ))», института горного дела и транспорта ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова» за неоценимую помощь в работе над монографией.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
1.1. Проблемы и тенденции развития рынка транспортно-логистических услуг
1.2. Отечественный и зарубежный опыт размещения логистических центров
1.3. Методология развития логистической инфраструктуры

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
2.1. Выбор основных факторов, влияющих на размещение логистических центров
2.2. Исследование системы факторов размещения логистических центров
2.3. Обоснование интегрированного показателя оценки привлекательности субъектов РФ для размещения логистических центров

3. КОМПЛЕКС МОДЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
3.1. Кластеризация регионов потенциального размещения логистических центров
3.2. Статистическая модель системы факторов размещения логистических центров
3.3. Имитационная модель формирования логистической инфраструктуры

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ВАРИАНТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
4.1. Методика и алгоритм оценки вариантов размещения региональных логистических центров
4.2. Оценка привлекательности субъектов РФ на основе интегрированного показателя оценки привлекательности вариантов размещения
4.3. Имитационное моделирование формирования логистической инфраструктуры на территории Уральского федерального округа
4.4. Обоснование схемы размещения логистических центров на территории Уральского федерального округа
4.5. Оценка экономической эффективности разработанной схемы размещения логистических центров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С
ПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 – Значения факторов размещения логистических центров для субъектов РФ
Приложение 2 − Корреляционная матрица системы факторов, влияющих на размещение логистических центров
Приложение 3 – Результаты кластерного анализа
Приложение 4 – Результаты реализации методики оценки вариантов размещения региональных логистических центров
Приложение 5 – Значения факторов для расчета интегрированного показателя оценки привлекательности городов Уральского федерального округа
Приложение 6 – Классификация складских помещений и объектов логистической инфраструктуры по классам
Приложение 7 – Основные объекты логистической инфраструктуры в Уральском федеральном округе

ТЕКСТ

Загрузка...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В монографии представлены научно-обоснованные актуальные решения по размещению логитических центров в регионах с учетом динамики объемов транспортной работы, инфраструктурной оснащенности и экономического развития субъектов РФ.

Разработаны и обоснованы: система факторов, определяющая привлекательность региона при выборе мест размещения логистических центров; интегрированный показатель оценки привлекательности субъекта при размещении логистического центра, основанный на комплексном учете показателей транспортной работы, инфраструктурных, географических и социально-экономических факторов; статистическая модель системы факторов размещения логистических центров и имитационная модель формирования логистической инфраструктуры; методика и алгоритм оценки вариантов размещения региональных логистических центров.

На основе анализа транспортно-логистического комплекса РФ установлено, что существует региональная неравномерность распределения транспортно-логистической инфраструктуры, достигающая 60 % между Центральным федеральным округом и другими округами. Раскрыты объективные предпосылки необходимости создания на территории РФ логистических центров: рост объемов перевозок и спроса на комплексные логистические услуги в регионах; расширение границ деятельности торговых компаний; развитие транспортно-экспедиторских компаний и складских операторов до уровня 3PL-операторов, оказывающих комплексные логистические услуги. Установлено, что в России формирование современной логистической инфраструктуры происходит преимущественно за счет частных инвесторов и крупных логистических компаний, которым необходима разветвленная сеть складов и терминалов. В регионах, где осуществляется строительство логистических центров частными компаниями, отсутствуют альтернативные национальные терминалы. Анализ практического опыта и методологии развития логистической инфраструктуры выявил отсутствие единого понимания термина «логистический центр». Разработано уровневое представление объектов логистической инфраструктуры в зависимости от объекта управления и степени интеграции логистики в бизнес-процессы предприятия.

В результате исследования теоретических и практических подходов размещения объектов логистической инфраструктуры выявлено, что применяемые методы выбора мест размещения ЛЦ учитывают не все факторы, существенно влияющие на формирование логистической инфраструктуры. На основе системного анализа предложена система факторов, влияющих на размещение ЛЦ, включающая социально-экономические, инфраструктурные, географические показатели региона и показатели транспортной работы.

Введен интегрированный показатель оценки вариантов размещения ЛЦ, в основу определения которого заложены консолидированные коэффициенты группы факторов, характеризующие социально-экономическое развитие региона, уровень его инфраструктурной оснащенности, объемы транспортной работы, а также отражающие территориальное преимущество расположения субъекта относительно транспортных коридоров.

В зависимости от уровня социально-экономического, инфраструктурного развития региона, особенностей его географического положения и объема выполняемой транспортной работы субъекты РФ по результатам кластерного анализа распределены на четыре группы. К показателям, которые вошли в окончательную группировку регионов, отнесены: численность населения, среднедушевые доходы населения, объем ВРП, объем промышленного производства, объем экспортной продукции, плотность железнодорожных путей, плотность автомобильных дорог, принадлежность к климатической зоне. Установлено, что первый кластер представлен, в основном, субъектами Дальневосточного, Сибирского федеральных округов. Для данного кластера характерны низкие значения по инфраструктурным и средние значения по социально-экономическим факторам. Для субъектов РФ, которые отнесены ко второму кластеру, характерно сбалансированное развитие экономики и транспортной инфраструктуры (Свердловская, Челябинская обл. и др). В третий кластер вошли: Ненецкий авт. округ, Сахалинская область, Ханто-Мансийский авт.окр., Ямало-Ненецкий авт.округ, Тюменская область. Четвертый кластер прелставлен, в основном, регионами Южного и Центрального федеральных округов.

Использование методов корреляционного-регресионного анализа позволило разработать статистическую модель размещения логистических центров, устанавливающюю тип и тесноту связи между выявленными факторами и учитывающюю особенности развития логистической инфраструктуры в регионе. Коэффициент детерминации для большинства установленных функций зависимости больше 0,8. Таким образом, разработанная статистическая модель объясняет более 80 % вариаций большинства факторов исследуемой системы.

Установленные статистические зависимости позволили разработать имитационную модель формирования логистической инфраструктуры. Оценка точности результатов моделирования производилась на примере Тюменской области. Выявлено расхождение фактических значений факторов от модельных в пределах 5-20%. По результатам моделирования на примере Тюменской области в зависимости от условий обработки грузов неудовлетворенный спрос на ЛЦ составляет 300-350 тыс.м2. Таким образом, в регионе необходимо создание ЛЦ регионального значения. На основании прогнозных расчетов установлено, что к 2025 г. дефицит площадей составит не более 20 тыс. м2  при условии ежегодного их наращивания на 20 %.

Применение разработанного комплекса моделей формирования и размещения логистических центров позволяет исследовать в динамике систему факторов, получать их прогнозные значения и оценивать перспективу размещения ЛЦ в регионе, а также прогнозировать проектную мощность ЛЦ в условиях случайного характера спроса и влияния внешних воздействий.

Предложена методика оценки вариантов размещения региональных ЛЦ, позволяющая ранжировать регионы по степени их привлекательности для развития логистической инфраструктуры и принимать обоснованное решение выбора мест размещения ЛЦ с учетом показателей транспортной работы, инфраструктурных, географических и социально-экономических факторов. Применение разработанной методики и имитационной модели размещения ЛЦ позволяет проигрывать множества сценариев размещения ЛЦ и на основании расчетов обосновать лучший вариант размещения.

В результате апробации разработанной методики предложена для УрФО следующая схема размещения ЛЦ: международных ЛЦ – 1, региональных – 2, локальных – 7. Прогнозный экономический эффект от создания ЛЦ на территории УрФО при мощности грузопотока 9 млн т составит 6,5 млрд руб. Прогнозный срок окупаемости отдельного ЛЦ составляет от 5,5 до 7,5 лет.

 


Дополнительная информация

  • Название: Размещение региональных логистических центров
  • Авторы: Копылова О.А., Рахмангулов А.Н.
  • Город: Магнитогорск
  • Издательство: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И.Носова
  • Год издания: 2015
  • Объм (страниц): 172
  • УДК: 656.078.12
  • ISBN: 978-5-9967-0693-8
Изменено 29.08.2015 14:26

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Текущие события


Октября
День работников азербайджанской железной дороги
13 Октября, 2017 (Весь день)
http://www.calend.ru/holidays/0/0/2200/
__________________________
День работников дорожного хозяйства
17 Октября, 2017 (Весь день)
http://www.calend.ru/holidays/0/0/163/
__________________________ __________________________
Ноября
День железнодорожника Украины
04 Ноября, 2017 (Весь день)
__________________________ __________________________
Августа
День железнодорожника
01 Августа, 2018 (Весь день)
__________________________ Смотреть весь календарь

Ближайшие консультации

Завтра

    Нет консультаций

Сообщение администратору

...

Контактная информация

455000, Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38, ауд. 110, кафедра промышленного транспорта, институт горного дела и транспорта, ФГБОУ ВПО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова"

заведующий кафедрой Корнилов Сергей Николаевич, тел. +73519298534, ауд. 108,  kornilov_s_n@logintra.ru

ученый секретарь, разработка и сопровождение сайта Рахмангулов Александр Нельевич, тел. +73519298516, ауд. 110а, ran@logintra.ru

Рейтинги и каталоги

Copyright © 2017. logintra.ru. Designed by Shape5